МБОУ "СОШ № 25"
Иркутская область, город Тулун
  • Служба медиации

    В процессе обучения в школе каждый ребенок, взрослый хотя бы раз был вовлечен в конфликты (с другими учащимися, с педагогами или родителями), становился в них обидчиком, жертвой или невольным свидетелем. Поскольку при административном и уголовном наказании не проводится работа с подлинными причинами конфликтов и с чувствами конфликтующих, конфликты нередко остаются, по сути, неразрешимыми. Для решения данных проблем в нашей гимназии организована школьная служба примирения (медиации).

    Школьная служба примирения (медиации) – это команда взрослых (кураторов, медиаторов) и подростков (медиаторов), прошедших курс подготовки по медиации, которая стремится:

    - разрешить конфликтную ситуацию конструктивным способом; 

    - дать возможность существующим в школе сообществам понять друг друга и увидеть в каждом человека, исходя из личностных, а не ролевых отношений; 

    - снизить уровень агрессивности в школьном сообществе.

    ЦЕЛЬ: формирование благополучного, гуманного и безопасного пространства (среды) для полноценного развития и социализации детей и подростков, в том числе при возникновении трудных жизненных ситуаций, включая вступление их в конфликт с законом.

    ЗАДАЧИ:

    • создание с помощью метода школьной медиации и восстановительного подхода системы защиты, помощи и обеспечения гарантий прав и интересов детей всех возрастов и групп;
    • внедрение новых форм, технологий и методов работы для решения конфликтов мирным путем;
    • интеграция метода школьной медиации в образовательный процесс и систему воспитания, повышение эффективности социальной и психологической помощи, оказываемой детям;
    • повышение квалификации педагогов школы по вопросам применения процедуры медиации в повседневной педагогической практике.

    Медиация – это встреча людей за СТОЛОМ ПЕРЕГОВОРОВ, где они смогут сами:

    - Понять друг друга.

    - Обсудить последствия конфликта и избавиться от негативных эмоций.

    - Самим найти приемлемое для всех решение конфликта.

    - Обсудить, как избежать повторения конфликта в будущем.

    - Принять ответственность за исправление причиненного вреда.

    Зачастую, стороны находящиеся в конфликте не могут сами решить возникшую проблему. Они испытывают сильные эмоции, страх, обиду, переживают стресс (в том числе, из-за ухудшений отношений друг с другом). Каждый психически здоровый человек стремится к миру и спокойствию. Оказать вам помощь в решении конфликта может специально обученный сотрудник – медиатор.

    Ведущий примирительной встречи (медиатор):

    - В равной степени поддерживает участников, организует конструктивный диалог

    - Не судит, не защищает, не поучает, не жалеет и т.п.       

    - Способствует тому, чтобы обидчик возместил причиненный вред

    Как проходит процесс медиации?

    Описание: https://gimnaziya1nizhnevartovsk-r86.gosweb.gosuslugi.ru/netcat_files/userfiles/NewsPictures/P9UTvIsT8AE.jpg

    Правовая основа организации школьной службы примирения (медиации) в МБОУ «СОШ №25»

    Нормативная база

    Конституция РФ

    Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 24.03.2021) "Об образовании в Российской Федерации" 

    Федеральный закон от 24.06.1999 N 120-ФЗ (ред. от 24.04.2020) "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" 

    Федеральный закон от 24.07.1998 N 124-ФЗ (ред. от 05.04.2021) "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" 

    Приказ  Минобрнауки России от 17.12.2010 N 1897 (ред. от 11.12.2020) Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования 

    Указ  Президента РФ от 1 июня 2012 г. N 761 "О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы" 

    Письмо Министерства образования и науки РФ от 26 декабря 2017 г. N 07-7657 "О направлении методических рекомендаций"  

    Распоряжение Правительства РФ от 30.07.2014 N 1430-р, Об утверждении Концепции развития до 2017 года сети служб медиации в целях реализации восстановительного правосудия в отношении детей, в том числе совершивших общественно опасные деяния, но не достигших возраста, с которого наступает уголовная ответственность 

    Стандарты восстановительной медиации Разработаны и утверждены Всероссийской ассоциацией восстановительной медиации 17 марта 2009 г.

    Локальные акты

    Положение

    Приказ

    План работы

    Дополнительные документы школьной службы примирения

    Форма согласия на проведение процедуры медиации

    Форма примирительного договора конфликтующих сторон

    Зачем нужна медиация школе?

    Конфликт в школе, как и в обществе, возможен. Но надо учиться решать его мирным путем.

    Благодаря медиации, можно разрешать споры и конфликты, не доводя их до более тяжких последствий. То есть можно на ранних стадиях помочь детям, чтобы они не стали преступниками или не попали в сложную жизненную ситуацию.

    В процессе медиации каждый участник, как ребенок, так и взрослый, как обидчик, так и «жертва», может рассчитывать на то, что будет выслушан, услышан, его постараются понять, он сможет высказать свою позицию и видение ситуации, а также может предложить свою альтернативу разрешения конфликта. Такое общение в доверительной, уважительной обстановке, создается необходимое чувство безопасности, где  может создаваться разрешение спора, где стороны могут прийти к соглашению, которое, скорее всего, будут склонны реализовывать, так как непосредственно участвовали в его создании.

    Примеры, когда нужно обращаться в службу примирения:

     «Ступени решения»

    • Обращение за помощью (заявка).
    • Встреча сторон (процедура примирения).
    • Повторная встреча (результат).

    СЛУЖБА ПРИМИРЕНИЯ НАХОДИТЬСЯ НА ВТОРОМ ЭТАЖЕ, КАБИНЕТ ПСИХОЛОГА

    Болохина Любовь Иннокентьевна – школьный психолог,

    Плетнева Лариса Геннадьевна – школьный психолог,

    Батурина Ирина Александровна – социальный педагог,

    ОБРАТИТЬСЯ В СЛУЖБУ ПРИМИРЕНИЯ МОЖНО ЧЕРЕЗ ЮНЫЕ МЕДИАТОРЫ

    Методические рекомендации по медиации (смотреть)

    СЛУЖБА ШКОЛЬНОЙ МЕДИАЦИИ

    Медиация — процедура, в ходе которой стороны конфликта ищут устраивающее всех решение при помощи медиатора. Медиатор не принимает решения ни за какую сторону, он только организует процесс переговоров, в ходе которого стороны конфликта могут обсудить претензии друг к другу, обнаружить недостающую информацию, выработать список общих вопросов, подлежащих разрешению и договориться.

    Описание: http://edulife.iro38.ru/wp-content/uploads/2020/10/%D1%88%D0%BA%D0%BE%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%B0%D1%8F-%D0%BC%D0%B5%D0%B4%D0%B8%D0%B0%D1%86%D0%B8%D1%8F.jpgКонфликт в школе всегда имеет позитивный исход и пользу для всех участников, если он регулируется и направляется по продуктивному пути. Школьная медиация направлена именно на помощь в достижении продуктивных решений.

    Служба школьной медиации — это служба, созданная в образовательной организации и состоящая из работников данного учреждения, учащихся и их родителей, прошедших необходимую подготовку и обучение основам метода школьной медиации и медиативного подхода.

    Медиация в школе позволяет разрешать конфликт, выявляя его причину и движущую силу, предотвращать конфликты, оберегать детей и подростков от агрессивного, порой отвергающего воздействия окружающей среды, корректировать поведение тех, кто уже оступился. Кроме того,  медиация – это инструмент помощи в разрешении конфликтов между детьми-школьниками, между детьми и взрослыми.

    В процессе медиации каждый участник, как ребенок, так и взрослый, как обидчик, так и «жертва», может рассчитывать на то, что будет выслушан, услышан, его постараются понять, он сможет высказать свою позицию и видение ситуации, а также может предложить свою альтернативу разрешения конфликта. Такое общение в доверительной, уважительной обстановке, создается необходимое чувство безопасности, где  может создаваться разрешение спора, где стороны могут прийти к соглашению, которое, скорее всего, будут склонны реализовывать, так как непосредственно участвовали в его создании.

    Описание: http://edulife.iro38.ru/wp-content/uploads/2020/10/%D0%BF%D0%BE%D0%BC%D0%B8%D1%80%D0%B8%D0%BB%D0%B8%D1%81%D1%8C.jpg

    Чтобы дети умели сами выходить из трудной ситуации, нужно, чтобы им дали возможность на равных участвовать в разрешении конфликтов, прислушивались к их мнению.

    Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie», чтобы пользоваться сайтом было удобнее. Вы можете запретить обработку cookies в настройках браузера. Подробнее в Политике